На начало

foto1 foto2 foto3 foto4

Статистика

Яндекс.Метрика

                                Электронный учебник "Астрономия в презентациях"
         

      В настоящее время очень многие школы оснащены современными компьютерными классами. Не является исключением и Вадская средняя общеобразовательная школа. Имеются три компьютерных класса, локальная сеть, высокоскоростной Интернет, мультимедийные проекторы, принтеры, сканнер, цифровые фото и видеокамеры. Другими словами, в школе созданы очень хорошие условия для использования компьютеров на уроке ( в данном случае, на уроке физики). Поэтому не случайно моя тема по  самообразованию: «Использование Интернет – технологий на уроках физики».

Особенностью курса астрономии является то, что она немыслима без наблюдений и наглядных пособий, а так же то, что этот курс должен сообщать учащимся наиболее современные знания о Вселенной, знакомить их с основными идеями, усвоение которых будет способствовать последующему приобретению знаний в процессе самообразования, ориентируя выпускников в огромном потоке научной информации.
    Компьютеризация школы, как было сказано выше, позволяет вести многие предметы (особенно в старших классах) в компьютерном классе. Такое проведение уроков также упрощает задачу межпредметных связей.

    Для усвоения тем по астрономии учителю достаточно часто приходится прибегать к наглядным пособиям: картинкам, схемам, картам звездного неба, фильмам и слайдам. Все это объединяют в себе компьютерные технологии. Разнообразие сайтов, посвященных астрономии, позволяет постоянно пополнять наглядные пособия и обновлять их. Всевозможные компьютерные программы, содержащие карту звездного неба, более эффективно обучают детей ориентироваться при поиске созвездий на небе. Наиболее удачная в этом отношении программа Redshift. Таким образом, использование компьютерных программ в процессе обучения астрономии позволяет проводить урок более экономично по времени, и при этом он становится более содержательным, интересным и наглядным, дает возможность учителю не ограничиваться рамками учебника и следить за новыми открытиями прямо на уроке.

Бесспорно, что применение новых информационных технологий значительно повышает эффективность учебного процесса. В последнее время очень активно разрабатываются программно — педагогические средства (ППС) практически по всем дисциплинам, преподаваемым в школе. Однако многие разработки слабо используются практикующими преподавателями по той простой причине, что большинство ППС построены таким образом, что жестко регламентируют учебный процесс и слабо адаптируются к особенностям конкретной группы учащихся. Кроме того, ряд существующих электронных учебных пособий по содержанию имеет много отличий от школьных программ и «бумажных» учебников, к которым в большинстве общеобразовательных и профильных школ «привязан» учебный процесс.

   В идеале каждому учителю хотелось бы иметь такие ППС, структуру и содержание которых можно было бы легко менять в зависимости от того, с какой группой учащихся ведутся занятия, по какой программе работает преподаватель, какие учебники используются и т.д. Причем, эти изменения в ППС мог бы внести сам преподаватель, не проходя какой-то специальной подготовки и не затрачивая на это чересчур много времени.

          Поэтому, обобщая опыт работы, мною было принято решение по созданию электронного приложения к учебнику астрономии и физики 11 класса.

Реализовать этот проект я решил в среде MicrosoftPowerPoint. Попытаюсь объяснить свой выбор. Дело в том, что  практически каждый преподаватель знаком с пакетом приложений Microsoft Office. В основе созданного учебно-методического комплекса поурочные разработки на базе приложения Power Point. В последних версиях Office (2000 и XP) данное приложение имеет большие возможности, позволяющие создавать учебные пособия, практически не уступающие тем, что создаются в специальной среде типа Гиперметод и др. Возможность запуска других приложений непосредственно из Power Point при помощи гиперссылок позволяет осуществлять обратную связь с каждым из учащихся, выполнять практические работы, осуществлять текущий и итоговый контроль знаний. Достоинством комплекса является наличие возможности адаптации каждой поурочной разработки под особенности учебного процесса конкретного класса. Причем, если в попытках изменения содержания большинства электронных учебных пособий авторы видят ущемление авторских прав, то в данном случае я напротив предлагаю пользователю делать это как можно активнее.

Астрономия имеет целый ряд особенностей. Она отличается, во-первых, абстрактностью понятий, недоступностью явлений и процессов чувственному восприятию, различием видимого и действительного; во-вторых, необходимостью интегрирования знаний из разных областей и применения учащимися естественнонаучных законов и методов исследований к объектам и явлениям космоса. Поэтому одним из основных требований к содержанию учебного пособия является тщательный подбор наглядных иллюстраций, доступных моделей, использование межпредметных связей.

        Цели использования электронных  материалов:

1. Сделать урок более интересным и насыщенным;
2. Развить у учащихся интерес к предмету;
3. Освободить преподавателя от рутинной работы по созданию и  размножению дидактических материалов;
4. Помощь в создании презентаций преподавателями и учащимися.
Это главные цели моей работы в данном пособии.

             Для кого предназначен этот материал?

Прежде всего преподавателю физики в системе среднего образования для облегчения подготовки к урокам; а также для того, чтобы сделать урок более интересным, наглядным и насыщенным; учащимся для самостоятельного контроля уровня знаний по различным темам. Это открывает большие возможности  для творческого подхода к проведению уроков, их разнообразию.

 Описание электронного приложения ( путеводитель )

 Как уже было сказано выше, данное электронное пособие выполнено в программе  Power Point. В нём я попытался объединить материал, необходимый для проведения уроков астрономии: во – первых, это компьютерные программы ( планетарии, календари и т. д.), сайты (странички сайтов), содержащие полезную информацию по отдельным темам курса, видеоматериалы астрономических явлений, музыкальные фрагменты (для фонов презентаций), а также звуки из космоса, галерея фотографий по различным темам, во – вторых, это собственные презентации практически по всем разделам школьного курса астрономии, презентации учащихся. Пособие  также включает в себя авторские тесты в электронном виде по некоторым разделам курса астрономии, имеются полезные ссылки ресурсов Интернет по астрономии.
   Далее я хотел бы подробнее остановиться на описании содержания электронного пособия. Для пуска проекта необходимо в папке «работа» запустить файл «начало.pps»
   Итак, раздел « Лекции (презентации)» содержит материал для проведения лекций по астрономии. Он выполнен в программе Power Point (авторские презентации по темам:  « Конфигурации планет», «Законы Кеплера», «Астероиды и метеориты», «Земная группа», «Планеты – гиганты», «Солнце (строение)», «Атмосфера Солнца», «Солнечно-земные связи», «Расстояния до звёзд»). В дальнейшем предполагается создание презентаций по всем темам курса. Как было сказано выше, этот материал является приложением к учебнику астрономии Е. П. Левитана и может редактироваться учителем по необходимости. Презентации содержат большое количество фотографий, рисунков, видеоматериалов, имеется музыкальное сопровождение.

Следующий раздел « Проекты учащихся» включает творческие презентации учеников, в том числе экзаменационные работы по различным темам. Эти материалы так же можно использовать для проведения уроков.

« Материалы к уроку» содержат ссылки на Web- страницы по всем разделам астрономии, с которыми можно работать в автономном режиме. Хочется обратить внимание на сайты Astrolab.ru и Книга фактов, в которых содержитсяочень много полезной информации при подготовке к урокам.

Следующая часть «Видео» содержит более 45 видеофрагментов и анимаций по астрономии, которые несомненно украсят любую презентацию или просто могут использоваться для демонстрации тех или иных явлений. Этот материал взят, в основном, из internet.

Раздел «Компьютерные программы» содержит 8 программ для использования их в учебном процессе с помощью компьютера ( Планетарии, виртуальные перемещения по солнечной системе и многое другое). Некоторые программы англо – язычные, поэтому я кратко в справочных материалах рассказал об их интерфейсе и основных возможностях.

 Следующий раздел «Ссылки» содержит собственно полезные ссылки на ресурсы internet, а так же презентации, найденные на Web – страницах. 
В разделе  « Фотографии» находится более 370 фотографий и рисунков. Все снимки отсортированы по темам («Туманности», «Земля – Луна», «Галактики и др.». Для просмотра используются ссылки с помощью программы «Проводник».
В следующей части « Дидактические материалы» подобраны задания ( карточки ) для учащихся по всем темам курса астрономии в соответствии с учебником Е. П. Левитана, кроссворды, составленные учащимися (материал взят из Интернет по адресу: www.websib.ru/hoos/metod/astronom/met/metod.htm) и тематические тесты,  выполненные с помощью заготовки, разработанной зам. директора ЦКТ и И  Баханским А.Г.(Программа MSPOWERPOINT).

Перед началом тестирования каждый учащийся регистрируется, т.е. указывает фамилию, имя и класс;  результаты тестирования (количество верных и неверных ответов на вопросы, а также оценка выполнения  теста) сохраняются в текстовом документе, имя которого задает преподаватель, а учащийся видит результаты тестирования на экране. Такой вид тестирования можно проводить, используя локальную сеть или на каждом отдельно взятом компьютере.

        И заключительный раздел «Музыка» содержит музыкальные композиции для фонов презентаций, а так же загадочные звуки из космоса.

 Интерфейс программы, на мой взгляд, прост и понятен. Разделы «Лекции (презентации)» и «проекты учащихся» можно редактировать, изменять по усмотрению преподавателя (это одно из главных достоинств этого пособия).

Материал этого пособия также можно и нужно использовать для создания собственных презентаций по физике и астрономии.


Буду очень рад, если это электронное приложение будет для кого - то полезно. Надеюсь на сотрудничество с коллегами по данной теме (адрес электронной почты автора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Необходимо отметить, что данная работа не является законченной. Она может пополняться новыми материалами, редактироваться и  т. д. 
Скачать архив по прямой ссылке можно тут -  


 

Комментарии   

+1 #1 Александр 17.10.2015 18:33
Очень интересный материал, спасибо.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опрос для учителей

Как вы относитесь к применению компьютерных игр в качестве средства обучения?

Отрицательно - 12.5%
Хотелось бы попробовать - 31.3%
Уже применяю, но результат меня не устраивает - 18.8%
Уже применяю и это эффективно - 35.4%

Всего голосов:: 48
Голосование по этому опросу закончилось в: Июль 21, 2021

Опрос

Как вы относитесь к введению дистанционного обучения?

Положительно - 17.4%
Нейтрально - 23.9%
Отрицательно - 32.6%
Затрудняюсь ответить - 26.1%

Всего голосов:: 46
Голосование по этому опросу закончилось в: Май 21, 2021

Погода

Яндекс.Погода


Copyright © 2024 Khabarovteacher.ru Все права защищены